Учителя - логопеды:
Дефектологическая служба
В МОУ Центр развития ребенка № 6 имеются две группы для детей с нарушением зрения. Зачисление детей в эти группы осуществляется через ГПМПК. Коррекционно-образовательный процесс реализуется на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной. Приоритетным направлением работы является восстановление зрения с привлечением специальной медицинской аппаратуры и развитие зрительного восприятия детей. Разработанная учителями-дефектологами педагогическая технология в реализации коррекционных задач по восприятию сюжетного изображения, система занятий по работе с картиной, дидактические игры эффективно помогают слабовидящим детям узнавать изображаемые объекты, адекватно воспринимать картины, составлять по ним правильные и полные рассказы.
В процессе обучения детей с нарушением зрения по формированию сенсорных эталонов, развитию восприятия глубины пространства формируется представление о свойствах и качествах предметов, развивается оценка глубины пространства на полисенсорной основе, расширяется опыт исследовательских действий.
Для развития навыков ориентировки в большом и малом пространстве были приобретены тифлоприборы «Ориентир» и «Графика».
Коррекционную работу учителя-дефектологи проводят с учетом медицинских показаний и психолого – педагогической диагностики, что позволяет оперативно получить информацию об успешности усвоения различных разделов программы, а также выявить причины неуспешности и найти пути помощи ребёнку в его развитии.
Не менее важным считаем активное сотрудничество с родителями. На собраниях и консультациях подробно рассказываем о специфике работы с детьми с нарушением зрения, в индивидуальной беседе знакомим родителей с особенностями развития и потенциальными возможностями их детей, показываем открытые занятия и индивидуальную работу с целью обучения родителей педагогическим приёмам.
Основной целью социально-психологической службы нашего учреждения является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации воспитанников в учреждении, семье и социальном окружении.
Основные задачи:
1. организация своевременной комплексной личностно- ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи воспитанникам;
2. оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного психологического климата в группах детей и в педагогическом коллективе, а также содействие установлению позиции сотрудничества между педагогами, родителями и детьми;
3. содействие в приобретении педагогами и родителями социально-педагогических и психологических знаний, необходимых для успешного воспитания, развитию и обучения детей дошкольного возраста, ранняя профилактика семейного неблагополучия.
Основными видами деятельности социально-психологической службы является профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, диагностика психологическая коррекция и развитие, работа по защите прав и законных интересов детей.
Основные направления работы
Психологической службы:
Работа с детьми
ü Организация адаптации детей к детскому саду.
ü Проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии.
ü Определение готовности дошкольников к обучению в школе;
ü Изучение психолого-медико-педагогических особенностей и условий жизни детей;
ü Организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей, имеющих трудности в развитии, поведении, общении
Работа с родителями
ü Повышение уровня психологической культуры родителей, приобщение их к психологическим знаниям. (Информационный стенд «Школа для родителей», рекомендации в виде буклетов, выступления на родительских собраниях)
ü Вовлечение родителей в единое образовательное пространство (тренинги, родительские клубы, совместное творчество родителей, детей и специалистов, устные журналы для родителей и т.д.)
ü Консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье.
Работа с педагогами:
ü Подготовка и проведение педагогического консилиума;
ü Индивидуальное и групповое консультирование;
ü Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении;
ü Повышение психологической компетентности педагогов (семинары и тренинги, рекомендации
Коррекционная работа с детьми в ДОУ.
Музыкальные руководители:
высшей категории
Ярошик О.В., Пенкина А.В.
Синтез музыки, движения, слова конструирован в самом понятии «ритмика». Сегодня существуют различные виды занятий ритмикой: логопедическая и коррекционная ритмика. Ритмика в сочетании с другими понятиями определяет своё функциональное значение в образовательном процессе. Специфической особенностью занятий коррекционной счёт применения психокоррекционных технологий.
Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, саморегуляция, произвольность движений и поведения у детей с нарушением зрения. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыка используется как лечебный фактор.
Логопедическая ритмика - средство неспецифического воздействия на речевые и неречевые нарушения, центральным звеном которого традиционно считается ритмизированная система упражнений, построенная на связи движений с музыкой и речью.
Основными целями коррекционной работы является профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых на занятиях.
1. Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений.
2. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
3. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
5. Развитие воображения, детской фантазии, творчества.
Кроме того, проводятся комплексные игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения, формирующие способности к снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.
Создание комфортных условий для развития музыкальных способностей детей на занятиях коррекционной и логопедической ритмикой помогает компенсировать их патологию, подготовить их к массовой общеобразовательной школе и социально адаптировать в общество здоровых людей.